Приемная: +7 (4852) 24-07-17, +7 (4852) 38-93-75 , факс +7 (4852) 24-07-17
Адрес: 150007, г.Ярославль, ул.Маяковского, д.63
Версия для слабовидящих
Меню
Меню

Статьи

Роль медицинских работников в психологическом сопровождении пожилых людей в условиях дома-интерната

Основной задачей гериатрической службы в нашей стране является оказание функциональной и социальной помощи людям пожилого и старческого возраста. В настоящее время уход за престарелыми, которые не в состоянии вести самостоятельный домашний образ жизни, осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Эти учреждения обеспечивают уход в основном престарелым людям, которые из-за преклонного возраста, болезни или семейных обстоятельств не в состоянии сами содержать себя.

Помещение в дом-интернат для пожилого человека является эмоциональным стрессом, который неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья, оказывает негативное влияние на его социальную активность и может стать причиной психического расстройства. О наличии психологической дезадаптации свидетельствуют – сниженное настроение, конфликтность, расстройство сна, невротические реакции, психоастенические состояния, трудности в налаживании контактов с окружающими и др.

В связи с этим первостепенное значение приобретает помощь и поддержка со стороны персонала дома-интерната, а особенно медицинских работников, выполняющих координирующую роль в разрешении комплекса проблем, возникающих у пожилых людей. При наличии в учреждении квалифицированных психологов, специалистов по социальной работе и социальных работников осуществление работы по стабилизации психологического статуса пожилых людей, находящихся в доме-интернате, должно проводиться в тесном взаимодействии с медицинским персоналом.

Вся работа в этом направлении зависит от этапа «прохождения» социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате. Наиболее уязвимыми в плане дезадаптации являются первые 6 недель после поступления в дом-интернат. За этот период около 30% поступивших лиц адаптируются к новым условиям, 50 - 60% адаптируются в течение 6 месяцев, в некоторых случаях для адаптации требуется 1 год и более. Иногда люди живут в домах-интернатах, так и не приспособившись к новым условиям. В связи с этим определены следующие этапы социально-психологической адаптации: пребывание в приемно-карантинном отделении, расселение в доме-интернате, 6-ти месячный период пребывания в этом учреждении.

В период нахождения пожилого человека в приемно-карантинном отделении и в первые дни перевода его в отделение большое значение принадлежит созданию необходимого уровня информации об условиях жизни в учреждении, правилах внутреннего распорядка, организации питания, медицинского обслуживания, возможностях проведения содержательного досуга. Проведение бесед во многом может снизить состояние неуверенности и тревожности. В информационном обеспечении должны участвовать все медицинские работники – врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал. Делаться это должно постоянно. К такой работе можно подключать тех лиц, которые успешно адаптировались к условиям жизни в учреждении и могут доброжелательно дать положительную информацию о нем.

Для успешной социально-психологической адаптации пожилого человека важным является его удачное поселение в отделении.

Изучаются особенности характера, привычек, интересы пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, пожелания в организации досуга. Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата и предотвращения возможных конфликтных ситуаций, особенно при расселении людей на постоянное место жительства.

Более длительным этапом является проживание пожилого человека в интернате первые 6 месяцев. Это очень важный период по созданию благоприятного психологического микроклимата, сохранению целесообразной активности пожилых людей, предупреждению болезненных реакций. Большую роль при этом приобретает работа по включению пожилого человека в микросоциальные группы, проведение занятий по интересам. На этом этапе адаптации особую роль приобретает организованная работа по активному вовлечению пожилых людей в общение на разном уровне, по развитию контактов между ними внутри учреждения. Эта работа должна проводиться всем персоналом учреждения.
Важное место должно отводиться обучению и санитарному просвещению проживающих. Медицинские работники должны широко использовать возможности санитарно-просветительной работы. Уже достаточно утвердилось положение о том, что старость – это не болезнь, что стареющий человек в силу своих возрастных особенностей особенно раним и подвержен заболеваниям, развитию патологических процессов, однако он сохраняет значительные резервы – способность улучшения состояния здоровья. Поэтому организация и проведение лекций и бесед по рациональному образу жизни, по профилактике заболеваний, о правильном питании и др. способствуют повышению грамотности пожилых людей, созданию положительного настроя на лечение и, следовательно, улучшению их морально-психологического состояния.

Одним из видов деятельности в этом направлении является создание обучающих «Школ для пожилых». Создание таких программ позволяет сформировать приверженность пациентов к лечению и с большей ответственностью относиться к своему здоровью.

В целях активизации образа жизни пожилых людей рекомендуется проведение лечебно- активизирующих мероприятий – дозированные прогулки, лечебная гимнастика. Важное значение приобретает так называемая терапия средой. Им поручается уход за цветами, рукоделие, дежурства в холлах, выполнение посильного труда на пищеблоке, садовых работах, уборке.
Сформировавшиеся такие личностные качества, как вера в себя, уверенность в своей самоэффективности и нужности другим людям позволяет пожилым легче адаптироваться к новым условиям жизни и к собственным возрастным изменениям.

Среди медицинского персонала должны быть выработаны по отношению к пожилым людям определенная преемственность в осуществлении, как лечебных мероприятий, так и ухода. Для обеспечения спокойной обстановки и душевного покоя каждый проживающий дома-интерната должен чувствовать заботу со стороны обслуживающего персонала.
Медицинские работники должны уметь хранить тайну и не злоупотреблять особым доверием, которым они пользуются благодаря своему положению. При общении с пожилым человеком врач и медицинская сестра должны проявить способности психолога. Поэтому роль медицинского работника в решении психологических проблем пожилых людей, проживающих в доме-интернате, очень важна.

Это обусловлено еще и тем, что при достаточно высоком уровне медико-социальной помощи в стационарных учреждениях социального обслуживания одним из важнейших недостающих звеньев в работе является оказание квалифицированной специализированной психологической помощи. Принимая во внимание стандарты социального обслуживания населения, очевидно, что в настоящее время требуется разработка новых подходов к психологической работе с людьми пожилого возраста и инвалидов.

Наши новости

Наши партнеры